ЧЫЛ ПАЖЫ — Новый год по шорскому календарю

ЧЫЛ ПАЖЫ — Новый год по шорскому календарю

В день весеннего равноденствия шорский народ встречает Новый год или «ЧылПажы», в переводе с шорского — «Голова года». По мировоззрению шорского народа, начало года — как начало творения. Мир создается заново каждое утро, а в полном объеме каждый год. В это время Духи природы возвращаются на Землю.«Начало года повернулось, голова змеи загнулась» — так было записано этнографом Н.П. Дыренковой во время поездок в Горно-Шорский район в 1925-1932гг.

По традиции предков, накануне праздника, в течение недели шорцы проводят обрядовые действия, приводят в порядок жилища и окрестности, берестой и можжевельником окуривают очаг, жилище, улус, обходя их по ходу солнца. В этот период запрещены ссоры, как в обществе, так и в семье. Наоборот, нужно делать приятное своим близким, готовить различные вкусности. В каждой семье на каждого члена семьи, включая и детей, готовят разноцветные ленты -чаламы: синяя — символ неба и мира, красная -символ солнца и семейного очага, зеленая- символ природы и мудрости, белая-символ чистоты, олицетворяет чистые помыслы, черная, – символизирующая негативные явления прошлого года.

По традиции шорцев, чтобы начать год с чистого листа необходимо очистить душу для вхождения нового, чистого. Обряд очищения начинают с того, что мужчины окуривают всех присутствующих факелами, чтобы очистить с помощью огня от накопившегося негатива, плохих мыслей и помыслов. Затем  каждый повязывает на черной чаламе узелки (неприятности, болезни, грехи  и т.д.), и сжигает ее в огне. По словам хранителей традиций шорского народа «Тот кто переполнен злобой, враждой, обидой, не сможет быть счастливым и радоваться жизни».

Только после очищения участники собираются вокруг восточного священного огня, и кам начинает обряд «Благопожелания», задабривая Духов природы и  прося у нихблагополучного года, хорошего урожая, много дичи в тайге, много рыбы в реке, здоровья, счастья, мира и процветания всем.

После шамана к кормлению огня присоединяются все участники. Обряд «Благопожелания» заканчивается дружескими объятиями и  добрыми пожеланиями друг другу. Завершают обрядово – ритуальную часть обрядом «Поклонения священной березе».  Чаламы синего, красного, зеленого и белого цветов повязывают на священном дереве с мыслями о благополучном будущем. У каждого рода своя родовая береза и называется она «Пай казын» — богатая береза.

Каждый участник обрядов, просит благопожелания у Духов сначала всем людям, живущим на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем уже своему роду, семье и только в последнюю очередь себе. 

22 марта в 12 часов на священном месте «Сарчын» у подножия горы Мустаг в пгт.Шерегеш при поддержке Администрации Таштагольского муниципального района, Администрации Шерегешского городского поселения, МКУ «Управление культуры администрации Таштагольского муниципального района», предпринимателя Шурлачаковой Светланы Семеновны состоялись традиционные обряды, которые провели камы шорских родов, с участием народного ансамбля  «Чылтыс».

Данный праздник в древности открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорцев. Предки праздновали ЧылПажы не один день.

Поэтому, 26 марта 2022 г. в 12 часов организаторы провели  традиционный шорский праздник «ЧылПажы» (Новый Год по шорскому календарю) в пгт.Шерегеш, у кинотеатра «Мустаг».На высоком уровне прошли традиционные обряды, концерт именитых творческих коллективов района, выступления талантливых солистов, чтецов, спортивные состязания, веселые национальные игры, угощениявкусными национальными блюдами. Самые смекалистые и сильные награждены грамотами и призами.

Коллектив народного ансамбля «Чылтыс»